Мне сложно вместить в слова то, что я увидела.
Во-первых, сравнивать это Кино совершенно бесмысленно с современным кинематографом.
Я удивляюсь, что фильм, ни в коем мере не предназначенный для просмотра в кинотеатре - смотрится. Что фильм, наполненный смыслом до краев: скрытым, знаковым, сложным - сглатывается вместе с четким светом, камерой, музыкой, оставляющей отпечаток.
Это произведение искусства, а не то, где будешь есть поп-корн и стебать актеров.
Фильм захватывает в свой мир, в свое пространство. Сложное, кровавое, безумное, пылающее страстью и молитвой. Мне было страшно, но не так как на ужастиках. Это страх о настоящем, о безумии. Это нежность к корням, сопереживание, со-чувствие к своей истории.
Когда мы вышли с Касей, так получилось, что обе были потрясены. Она - дитя европеидной культуры, скорее англичанка чем русская. И я, глубоко погруженная в собственные корни.
Обе шли какое-то время молча. Переваривая последние минуты фильма.
"Где мой народ? Где мой народ...?"
Потрясенные, с трудом подбирали слова, чтобы хоть как-то, частью осмыслить увиденное.
И дело тут не в том, что это кино гениальное. Оно просто о другом, другими словами. Это не сюжет. Это возможность прочувствовать всю ту глубину жизни времен Грозного.
История предоставляет нам факты.
Кино - ощущения.
Мне будет сложно забыть тот ужас. Но не кровь и безумие были главной его причиной.
А покинутость Богом, сложно представить как можно было точнее изобразить эту бездну как не в безумии опричников и царской жены.
Мы с Касей пытались найти тот "мессадж", как она выразилась, который заложен в фильм. Из того времени - к нашему.
Но оказалось, что нашей культурности не хватает, чтобы с наскоку вскрыть все смыслы. Переварить все сказанное.
Тут надо прослеживать диалоги, прослушивать их, переживать заново, пробираясь через высокий слог древнерусского. Как в школе, когда корпели над великими классиками - нужен опыт и других людей, их со-присуствие, чтобы разобрать темы и замыслы. Чтобы открыть все "мессаджи".
Павел Лунгин имеет уникальную способность создавать фильмы не для сюжета. А для построения отношения к русской идентичности. Как никто другой, он показывает нам истинную "русскость", увязанную всеми буквами в вере, всеми смыслами в Христе. И предлагает соотнести себя с этим.
Это великое дело.
Я удивляюсь как строятся его фильмы. Они также как и вся русская история основываются на православии, а не привлекают пару элементов как в других фильмах. Потому их и так непросто осозновать - они предлагают нам снова решать для себя вопросы веры. Заново открывать для себя значение "что значит быть русским", "что значит верить во Христа".
Знаковость русского кино - не продукт для массового потребления. Кто много смотрел Тарковского? Кто сумел пересмотреть Соловьева? Но этот фильм ближе к нам, хоть и не проще.
Особое уважение вызывает работа американского оператора. Четкость, динамичность, сила постановки и камеры. Кадры, позволяющее включатся с головой.
В первых минутах фильма царь идет к народу. Как есть - в рубище, в котором молился. И пока он выходит из кельи его одевают. Одна эта сцена стоит всех фильмов, что идут сейчас в прокате. Пока каждое одеяние, возложенное на него не давит его все ниже. Пока с каждым шагом не появляется больше золота, а сзади не растет толпа. Когда он выходит к людям - это уже не раб Божий Иван. Это Царь.
Потряс диалог Филиппа и царя - один из знаков, которые мне удалось расшифровать -
" Я как человек - грешен, но как Царь - прав! Я не могу подставлять левую щеку, царство погибнет".
Эта модная ныне отговорка "если подставлять левую щеку, то ничего не будет".
Потрясла девочка - блаженная с ее "мишка, не надо" и кукольным хрустом.
Малюта с мальчиком и монахи.
Антураж на высоте. Диалоги, язык, все это - позволяет окунуться с головой в реальную историю... не в факты. Простроить свое отношение. Нам не показывают деяния Ивана Грозного - открой учебник, почитай - нам показывают Царя. Всю его муку и все его отступничество, всю тяжесть и всю веру.
"Где мой народ?"...
Пока смотрела, уже под конец, мысль не давала покоя: с такой историей, кровавой, страшной, неприглядной историей ... разве может быть наш путь простым? Мне еще надо обдумать этот фильм. Пересмотреть. Перечувствовать.
Но огромное спасибо за него.
@темы: отчеты, копаем, мы вечно копаем (с), обо мне, Видео, Мысли вслух, о людях, Точка зрения