Я решила для себя, что в своих рассказах буду упоминать три Иерусалима:

Иерушалайм, как город иудеев, как столица Израиля, как новообретенный дом для многих, как переплетение улиц, людей, мнений, лавочек и город туризма.
Иерусалим - мой город. Город святой земли. Его я искала дольше всего. Упорнее всего. И побывала в нем всего пару часов. Но в итоге я его нашла. Город моего Христа, моей веры, библии... Город, в котором камни помнят вес Его ступней под тяжестью креста.
Аль-кудс. Арабское наименование Иерушалайма. Его обратная сторона, масульманская часть души, смуглая кочевническая песнь. Это для меня город арабских рынков, улыбчивых людей, восхищенных взглядов, громкого гомона детей и сложных нарядов. Это мечети, намаз, когда голос слышится во всех уголках города, узкие здания и масульманские кварталы. Наверное, этот город я боялась. Не спешила прикасаться. Но даже вступая в него - не обожглась. Просто нужно найти подход. Я пока не знаю какой, но я найду.

Про Иерушалаим я уже начинала писать. Несколько раз. В поездках, дома у Миши, на телефоне. Но каждый раз замолкала - слишком много чувств, ощущений, одним словом не выразишь. Даже связкой. Сейчас я постараюсь скомпонавать черновики, чтобы получился единый рассказ. А то поток сознания это, конечно, интересно, но сложно для понимания.
В городе я пробыла больше всего времени с 23 марта по 28. Больше всего рассказов поэтому будет о нем.

***
О городе и жителях

Сначала, когда я оказалась в Иерушалайме я несколько опешила. Насколько он отличался от уже виденных мною израильских городов. Случайно брошенное экскурсоводом определение мгновенно всплыло в голове: "Иерусалим- очень религиозный город". Но я бы не стала на этом останавливаться, я бы продолжила... Иерушалайм- это перекресток миров. Некая пространственная точка, позволяющая оказаться в самом центре дыщащего мира. И ходить там, распахнув рот - очень легко.
Мы вышли из автобусной станции... и я сразу попала в этот водоворот культур, языков, людей... Я не ожидала, что он будет так люден. Насыщен. Невысок. Мне впервые в Израиле показалось, что я легко тут потеряюсь. Не в аэропорте. Не на экскурсии, где было достаточно и других групп. Даже не в Акко, на этих запутанных улицах... А здесь. Где от впечатления, от потока мыслей и ощущений, крыло сознание. И мне оставалось только уцепиться за моего проводника меж-миров.

Город просто тебя берет. Не потрясает, не набрасывается, не вкрадывается в душу. А просто берет. Он просто есть перед тобой - невысокий, запутанный, пешеходный и с красными крышами. В Иерушалайме есть правило - все дома должны быть облицованы белым камнем. Идеальная декорация... Хочешь - рассматривай рисунок камней. Хочешь - смотри на людей, что на светлом фоне выделяются особенно ярко. Фактурно.

Это- точка вселенной. вывернутой разностями внутрь. Почему? А вы пробовали там пройти? После даже многоликой Москвы меня ошеломило количество РАЗНЫХ людей.

Вот человек в черном пальто и огромной шляпе. У него пейсы и он меня не любит. Я вижу это. Потом Амихай скажет, что он хасит(?). А хаситы всех бояться. Но я все равно прижимаю уши и наблюдаю исподтишка. Потом, в шабат, они оденут белые одеяния поверх черной одежды. Если бы я писала книгу, я бы говорила об особой расе...

А вот меня с ног чуть не сбивает арабский мальчишка. я вижу, что он араб. Он смугл и улыбчив. Он сразу спрашивает "хау ду ю ду" и "вере ю фром?" А потом неизменно добавит "али баба"... Михаэль объяснит. Постфактум. Что белая женщина с такой фигурой как у меня - предел мечтаний любого араба. Но, в отличии от наших кавказских братьев, они никогда не распускают руки. Только улыбаются и помогают. Даже когда ты идешь совсем одна. Совсем ночью. А их вовсе не один.

А еще есть христиане - они всех цветов кожи и фактуры. От японских до чернокожих. И каждый - ищет свой Иерушалаим. Группами или по одиночке. Молча или распевая псалмы.

Многие иудеи носят кипы. Если бы мы жили в средневековье, это было бы как родовые цвета. Мой друг легко мог опредеить по кипе не только какого направления иудаизма придерживается прохожий, но и к какому ребе он ходит.

Город символов и знаков. Не тех, что уютно подсвечиваются по ночам фонарями (не дожидаясь отраженных фар), а знаков эпох и потрясений. Дом с часами, первый паломнический дом, на котором было множество разных часов.. Часов там уже нет. И стрелок. Только солнечные. Но ты все равно, проходя мимо, слышишь их тик.

Весь город делится на районы. Вернее не так. В Израиле каждый город, в котором я была - делится на районы. В районе есть свои улицы... Но когда теряешься - стоит называть именно район. К примеру, в Ашдоде я жила в районе Юд Алеф. И это говорило всем больше, чем моя улица (Кинерет).
А в Иерушалайме - Эмек Рафаим. При чем при мне так часто называли эту улицу как место дома, что я только день на третий поняла, что собственно сама улочка называется по-другому. Названия тут раздаются тоже интересно. Есть район "апостолов". где каждая улица названа в честь апостола. "Поэтов". "Раввинов" и тп. И они все рядом, запутаны, с фонтанчиками во дворах и деревьями между. С высокими решетками внутренних двориков. И пальмами.

По районам не только делятся улицы, но и жители. Когда мне выдали карту и я жадно впилась глазами в разворот, то сразу принялась перечислять мелодичные названия с целью их посетить.
- Меа Шеарим*
- Туда лучше не ходи, там живут еврейские общины, ультрарелигиозные.
- Совсем не ходить?
- Со мной можно.
- Тогда в Зихрон Моше*!
- Арабский квартал. Не советую.
И так постоянно. Иногда мы проезжали целые деревни и города той или другой нации.
____
* названия пока не уточняла, могу путать.